Комментарии
-
Книжковий форум на колесах
15.07.2025 22:16 -
Книжковий форум на колесах
15.07.2025 08:14Читать далее блэкспрут ссылка зеркало -
Книжковий форум на колесах
15.07.2025 08:00здесь даркнет маркетплейсы россии -
Книжковий форум на колесах
15.07.2025 07:53масляные трансформаторы масляные трансформаторы . -
Книжковий форум на колесах
14.07.2025 10:35сюда блекспрут 2025 -
Книжковий форум на колесах
14.07.2025 10:02Мы предлагаем оформление дипломов ВУЗов по всей Украине — с печатями, подписями, приложением и ... -
Книжковий форум на колесах
14.07.2025 02:42Мы предлагаем оформление дипломов ВУЗов по всей Украине — с печатями, подписями, приложением и ... -
Куклы БЛАЙЗ
13.07.2025 00:32Смотреть здесь блэкспрут площадка ссылка -
Книжковий форум на колесах
12.07.2025 21:06Оформиление дипломов ВУЗов В киеве — с печатями, подписями, приложением и возможностью архивной записи ... -
Книжковий форум на колесах
11.07.2025 20:13Мы предлагаем оформление дипломов ВУЗов по всей Украине — с печатями, подписями, приложением и ... -
Книжковий форум на колесах
11.07.2025 19:35Оформиление дипломов ВУЗов В киеве — с печатями, подписями, приложением и возможностью архивной записи ... -
Книжковий форум на колесах
11.07.2025 17:46Покупка дипломов ВУЗов по всей Украине — с печатями, подписями, приложением и возможностью архивной записи ... -
Книжковий форум на колесах
10.07.2025 22:57проект перепланировки стоимость проект перепланировки стоимость . -
Книжковий форум на колесах
07.07.2025 18:23прогнозы на баскетбол сегодня от профессионалов бесплатно прогнозы на баскетбол сегодня от профессионалов ... -
Книги з присмаком шоколаду
07.07.2025 12:18Я би додала до КНИГИ та ШОКОЛАДУ ще й КАВУ. Приємний вечір забезпечений! Всім приємного читання! -
Донеччина - це Україна
03.07.2025 13:17Дякуємо пану Михайлу за підтримку костянтинівсько ї громади та участь в обласному заході до дня ... -
Ярмарок бібліотечних ідей
03.07.2025 12:37Щиро вітаємо пані Ольгу з перемогою! Цю ідею вже "купили" бібліотеки інших регіонів країни. Вдачного ... -
Бібліокомікс: Бібліотека в кадрі гумору та ідей
27.06.2025 17:02Дякуємо пані Ользі за активність і креативність!!! -
Татусеві казки
25.06.2025 17:48Можна не тільки почитати, а й послухати відомі та невідомі казки для дітей. -
Не бійся жити
31.03.2025 13:41Костянтинівська центральна міська бібліотека має у фонді багато книжок відомої української поетеси. Чудова ...
Наиболее читаемые
Syndication

Форма входа
Иные отрасли экономики
- Подробности
- Категория: Донбасс- Русь и Украина
- Опубликовано 16.07.2014 16:41
Иные отрасли экономики
В первые пореформенные десятилетия в Донбассе по-прежнему преобладали мелкие разработки местных помещиков, казачьей старшины и зажиточных крестьян с сезонным производством, базировавшиеся на ручном труде и обслуживавшие чрезвычайно узкий местный рынок. Основным центром угледобычи в эти годы оставался Грушевский антрацитовый район. Неудачей окончились очередные, оказавшиеся на сей раз последними, попытки царского правительства организовать крупное металлургическое производство на Юге: построенный в конце 60-х гг. казенный Лисичанский завод после безрезультатных плавок был закрыт. Случайными заказами перебивался и Луганский завод.
Но уже в конце 60-х гг. намечается перелом. Большую роль в развитии донецкой промышленности сыграло железнодорожное строительство. Донбасс и весь горнопромышленный Юг покрывается сетью железных дорог, связавших новые индустриальные районы со всей страной. Особое значение для подъема горной и горнозаводской промышленности имело сооружение в 1880—1884 гг. Екатерининской железной дороги, связавшей Донбасс с Криворожьем.
Почти одновременно с Юзовским заводом ростовским промышленником Д. А. Пастуховым также при поддержке правительства был выстроен в Области Войска Донского Сулинский металлургический завод. Однако до 1887 г. он действовал с перебоями из-за отсутствия необходимого опыта работы на антраците. Оба завода работали первое время на местной руде с невысоким процентом содержания железа (криворожская руда еще не разрабатывалась), используя новую технику и технологию: паровые двигатели, горячее доменное дутье и плавку на коксе.
Строительство железных дорог и металлургических заводов на Юге России и связанный с ним быстрый рост спроса на топливо и металлоизделия вызвали на рубеже 60-70-х годах небывалую учредительскую горячку в Донбассе. Закладываются десятки шахт и штолен, основываются многие предприятия и компании. Происходивший при этом процесс вытеснения и поглощения мелких предпринимателей более крупными усилился в 70-х гг., когда в угольной промышленности Донбасса неоднократно проявлялись кризисные явления. В эти годы постепенно сходят со сцены мелкие угольные промыслы местных крестьян, многие из которых проявили себя незаурядными горноразведчиками и стали первооткрывателями ряда месторождений полезных ископаемых в Донбассе. Их прибирали к рукам сначала свои же местные богатеи, не останавливавшиеся при этом ни перед какими средствами (подкуп, спаивание крестьянского схода, организация фиктивных артелей и др.). С развитием крупного машинного производства крестьянские угольные промыслы окончательно были поглощены могучими конкурентами — русскими и иностранными капиталистами.
Угледобыча в бассейне все больше сосредоточивалась на крупных капиталистических предприятиях, в большинстве своем — специально организованных акционерных компаниях. Такими были, в частности, угольные копи юзовского Новороссийского общества, расположенные в Юзовско-Макеевском районе шахты французского Горного и промышленного общества на юге России, предприятия местных помещиков братьев Рутченко, Карпова, Иловайского, подрядчика Прохорова, казачьего полковника Рыковского, Общества южнорусской каменноугольной промышленности в Горловке. Их годовая добыча исчислялась в миллионах пудов каменного угля и антрацита. В 1878 г. на долю крупнейших угольных предприятий с добычей более 1 млн. пудов угля в год приходилось уже 58,6% всей угледобычи в бассейне.
Вновь возникшие угольные рудники и заводы очень быстро обросли рабочими поселками. Скопления убогих землянок и казарм образовывали печально знаменитые «собачевки», «нахаловки», «Шанхай». Длинными рядами выстроились бесчисленные кабаки, «обжорки», другие питейные заведения.
К концу 70-х гг. ясно обозначилось преимущественное развитие промышленности в западной части Донбасса, в которой была густая сеть железных дорог, существовали более благоприятные условия приобретения и аренды земельных участков. На востоке, в Области Войска Донского, неотчуждаемость станичных земель и взимание специальных попудных платежей (с пуда производимой на казачьих землях продукции) в войсковую казну серьезно затрудняли переливание капиталов в местную промышленность, замедляли ее развитие. Это положение сохранилось и к началу XX века.
Подробнее...