Vinaora Nivo SliderVinaora Nivo SliderVinaora Nivo Slider

Меню

Комментарии

Syndication

feed-image My Blog

Форма входа

Календарь

<< < Апрель 2014 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        

Крылатая слава Константиновки

 

Крылатая слава Константиновки
Библиотечно-краеведческий урок-презентация

Аудитория:
учащиеся средних и старших классов общеобразовательных школ
Цель:
ознакомить аудиторию с малоизвестными страницами истории
г. Константиновки периода Великой Отечественной войны

Сценарий

Ведущая.
   Дорогие ребята!
   Наша сегодняшняя встреча будет посвящена одной из малоизвестных страниц истории нашей с вами «малой родины» - города Константиновки.
   В 2014 году (а точнее, 3 августа) исполняется 80 лет со дня официального открытия в нашем городе аэроклуба.
Сегодня мы с вами, благодаря исследованиям наших краеведов и возможностям современных компьютерных технологий, на некоторое время как бы перенесемся в далекий уже 1934 год…
(«Марш авиаторов»)

Как бы это ни казалось странным нам сегодня, но в Великую Победу очень большой вклад внесли скромные "крылатые труженики войны" - самолеты "У-2". Чем же так примечательны фанерно-полотняные "кукурузники"? Об этом расскажет нам вот этот видеоролик...

(Демонстрация видеоролика "У-2. Самолеты "ночных ведьм")

 

А знаете ли вы, что подвигу хрупких, но отважных советских летчиц посвящена песня, слова которой написаны нашим талантливым земляком, поэтом-песенником В. Семерниным? И вы сейчас услышите эту песню на фоне документальных кадров войны...

(Демонстрация видеоролика "Ночные ведьмы")

Самолету "У-2" посвящена даже шуточная песня "Служили три пилота". Вот, послушайте!

(Звучит аудиозапись "Служили три пилота")


Что же происходило тогда в нашем индустриальном городе?
Об этом нам расскажут слайды электронной презентации, которые вы сейчас увидите, а комментариями к слайдам послужат уникальные краеведческие материалы из сети Интернет.

 

 

(Демонстрация презентации с пояснениями)

Крылатая слава Константиновки

Так случилось, что сегодня имя Марии Мерецкой мало известно. И если люди старшего поколения еще помнят эту удивительную женщину, то молодежь затруднится сказать, чем же она заслуживает внимания. А ведь Мария Ивановна прославила не только родной город, но и весь Донбасс.
- 30-е годы - особые в жизни Константиновки, - рассказывает научный сотрудник музея истории Юлия Азарова. - Это было время становления и развития отечественной авиации. В 1932-м городе появилась летно-планерная школа. Попасть на учебу было непросто: шел строгий отбор. Принимали только по комсомольским путевкам выходцев из семей рабочих и крестьян, причем ударников и новаторов. Вскоре стеклоделы, слесари, токари, фрезеровщики, металлурги без отрыва от производства стали покорять воздушное пространство. У истоков создания аэроклуба стояла талантливая летчица Мария Мерецкая. Родилась она 19 августа 1915 года в селе Красное Артемовского района в семье рабочего огнеупорного завода в Часов Яре. Отец в гражданскую войну партизанил и сложил голову в боях в 1919-м.
Маша вместе с мамой в том же году переехала в Константиновку. Окончила три школы - обычную, а также фабрично-заводского обучения химзавода и ту самую, летно-планерную, которую в 1934 году преобразовали в аэроклуб (3 августа на его открытие приезжал прославленный пилот - один из первых Героев Советского Союза Сигизмунд Леваневский). Девушка мастерски освоила пилотирование самолетов и планеров, поэтому ее назначили командиром звена, зачислив в состав Военно-Воздушных Сил Красной Армии. Поднимала на крыло начинающих пилотов и в Кировограде. Мария лично подготовила более двухсот летчиков. Восемь из них впоследствии были удостоены звания Героя Советского Союза за боевые подвиги во время войны, в том числе и за освобождение Донбасса, - сообщила Азарова.
Аэроклуб за довоенные годы подготовил почти шестьсот пилотов и техников. В 41-м его расформировали, а курсанты ушли добровольцами на фронт. Все инструкторы стали боевыми пилотами. Мария с 1941-го по 45-й находилась на фронтах Великой Отечественной войны в качестве летчика-перегонщика авиаотряда специального применения. Он находился на особом учете в Наркомате обороны и в Наркомате авиапромышленности. Пилоты там имели высокую квалификацию. Они перегоняли на фронтовые аэродромы новую технику, и ответственность несли серьезную. Наша землячка награждена боевыми орденами и медалями. Уволена с летной службы по ранению.
- А дело было так, - пояснил ее сын Валерий Матвеевич - многолетний руководитель производственного объединения "Автостекло". - Мама рассказывала, что она перевозила через линию фронта вашего коллегу - корреспондента газеты "Красная звезда". И в какой-то момент попали в перекрестье зенитных прожекторов. Но им повезло, снаряд разорвался в стороне, не развалив, а лишь повредив машину. И серьезно ранив осколками в ногу маму. Истекая кровью, она сумела посадить машину на нашей стороне. Подбежавшие бойцы с передовой помогли им выбраться из самолета и перевязали рану.
После войны Мария Ивановна вернулась к инструкторской работе в аэроклубе и вплоть до 50-го года обучала молодежь. Затем перешла на службу в систему гражданской обороны. Вскоре ее избрали секретарем горсовета (трудилась на этом посту двенадцать лет). В 1965 году власти города назначили фронтовичку директором предприятия стеклянных и майоликовых изделий. Оттуда Мария Ивановна и ушла на пенсию, передав бразды правления молодой коллеге. Но о заслуженном отдыхе не помышляла, посвятив себя активной работе в совете ветеранов.
В 1990 году она была удостоена звания "Почетный гражданин города", а девять лет спустя сердце летчицы перестало биться...

В июле 1932 года по инициативе горкома комсомола и городской организации Осовиахима в Константиновке была создана летно-планерная школа, а в 1933 году она, по решению ЦК ЛКСМУ и ЦК Осовиахима Украины, была реорганизована в аэроклуб, который должен был готовить пилотов, планеристов и других авиаспециалистов.
Силами комсомольцев и молодежи города были построены учебный корпус, ангары, бензохранилище, самолетные и моторные мастерские. Аэроклуб имел 26 учебных самолетов разного типа.
В нем воспитывалось 50 человек командного и технического состава, который ежегодено, без отрыва от производства, готовил свыше 200 человек молодежи по разным авиационным специальностям.
В 1936 году аэроклуб сделал свой первый выпуск инструкторов-пилотов, которые в дальнейшем подготовили сотни курсантов для авиационных училищ и в дальнейшем - для службы в авиации.
Выпускники Константиновского аэроклуба (1940 год) Герой Советского Союза Григорий Прощаев. Также из Дружковки Герои Советского Союза Л.Н.Костин и П.Я.Дорошенко.

Выпускник Константиновского аэроклуба летчик, Герой Советского Союза Павел Яковлевич Дорошенко.

Родился в с. Райское, работал на машиностроительном заводе разметчиком, без отрыва от производства занимался в аэроклубе.

 

Якуненко, Александр Иванович
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
 

Дата рождения    18 марта 1918

Место рождения    деревня Клины, Смоленская губерния, Советская Россия[2]

Дата смерти    7 ноября 1993 (75 лет)

Место смерти    город Жуковский, Московская область, Россия

Принадлежность      СССР

Род войск    ВВС

Годы службы    1939—1956

Звание    Капитан

Сражения/войны    Великая Отечественная война

 
Алекса́ндр Ива́нович Якуненко (18 марта 1918 года  — 7 ноября 1993 года) — участник Великой Отечественной войны, заместитель командира авиационной эскадрильи 198-го штурмового авиационного полка 233-й штурмовой авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, Герой Советского Союза.
Биография
Родился 18 марта 1918 года в деревне Клин ныне Починковского района Смоленской области. Русский.
Юность провёл в Донецкой области (Украина). Окончил 7 классов школы и ФЗУ. Работал шлифовщиком на заводе «Автостекло» в городе Константиновка (Донецкая область). В 1939 году окончил Константиновский аэроклуб.
В армии с 1939 года. В 1940 году окончил Конотопскую школу младших авиационных специалистов. Служил мотористом в строевых частях ВВС.
Участник Великой Отечественной войны: в июне-августе 1941 — моторист 241-го штурмового авиационного полка (Западный фронт); в августе 1941-декабре 1942 — авиамеханик 198-го штурмового авиационного полка (Западный фронт).
В 1943 году в 1-й учебно-тренировочной бригаде переучился на лётчика. Вернулся на фронт, где начал летать на штурмовике Ил-2.
В сентябре 1943-сентябре 1944 — лётчик, командир звена, заместитель командира авиаэскадрильи 198-го штурмового авиационного полка. В 1945 окончил курсы командиров авиаэскадрилий (г. Липецк). В марте-мае 1945 — командир авиаэскадрильи 198-го штурмового авиационного полка. Воевал на Западном и 2-м Белорусском фронтах. Всего за время войны совершил более 104 боевых вылетов на штурмовике Ил-2.
За мужество и героизм, проявленные в боях, лейтенанту Якуненко Александру Ивановичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 5334).
Участник войны с Японией в августе 1945 года в должности командира авиаэскадрильи 75-го штурмового авиационного полка (1-й Дальневосточный фронт).
После войны продолжал службу в ВВС. С 1956 года капитан А. И. Якуненко — в запасе.
Жил в городе Жуковский Московской области. Работал механиком на домостроительном комбинате. Умер 7 ноября 1993 года.
Награды
•    Орден Ленина
•    Орден Красного Знамени
•    Орден Отечественной войны I степени
•    Орден Отечественной войны II степени
•    Орден Красной Звезды
•    медали
Память
•    Похоронен на кладбище посёлка Островцы Раменского района Московской области.
Ссылки
•      Якуненко, Александр Иванович. Cайт «Герои Страны». (Проверено 14 марта 2009)

Ведущая.
Кстати, наш Константиновский аэроклуб является основателем еще одного аэроклуба – в соседнем городе Артемовске. А произошло это, согласно Интернет-материалам, таким образом…

Был в Артемовске аэроклуб…

На юго-западной окраине Артемовска есть необычный памятник – устремленный ввысь самолет МИГ – 1. А установлен он в честь тех, кто осваивал первые шаги летного дела в аэроклубе нашего города. Находился он в здании бывшего синагоги, нынешнего цеха УПП «Заря» (УТОС) на улице Советская. Летное поле было на месте, где сейчас стоит памятник воину – освободителю (солдат с мечом) и где расположено здание центра занятности  населения. Это чуть ниже улицы Чайковского.

Начинался аэроклуб в 30-е годы со школы планеристов, как филиал Константиновского аэроклуба. Будущие летчики Артемовска имели лишь один самолет, несколько планеров и радиостанцию. Позже их материальная база пополнилась еще пятью самолетами. Начальником аэроклуба был Сидоренко, преподавателями и инструкторами Литовченко, Шевелев, Надточий, Баев, Боярко, Полупанов.
Комиссаром назначили Валентина Силовича Гилку.

В конце июля 1941 года, когда уже шла война, большую группу призывников  г. Артемовска 1923 – 1924 годов рождения  направили в местный аэроклуб. Юноши занимались строевой подготовкой, изучали историю авиации и ВКП (б), политэкономию, несли караульную службу. Примечательно, что среди курсантов был будущий Герой Советского Союза Вольф Борухович Корсунский. Его приняли как техника, по обслуживанию самолетов. Но он хотел летать и часто говорил своему товарищу Николаю Фомину: «Все равно добьюсь, что буду летчиком, а не техником!». И добился своего: в годы войны стал командиром звена штурмовиков ИЛ-2, капитаном, Героем Советского Союза. В честь В.Б Корсунского названа одна из улиц города Артемовска.

В августе 1941 года вновь принятые ребята летали вместе с курсантами более раннего набор, которые заканчивали учебу и сдавали экзамены на звание пилота.

…Фронт приближался. Из Константиновки на аэродром Артемовского аэроклуба прилетела эскадрилья истребителей И-16. Это было очень кстати, так как в небе стали появляться немецкие самолеты. Для отпора им, начало взлетать звено дежурных советских истребителей.

А вскоре трех инструкторов Шевелева, Баева и Боярко вместе с машинами откомандировали в расположение Юго-Западного фронта. С нами улетели и техники, обслуживающие самолеты.

В конце сентября 1941 года в Артемовск прилетело большое количество самолетов У-2.

Начальника аэроклуба Сидоренко назначили старшим всей этой группы, которая вскоре улетела в одно из сел Оренбургской области. Курсанты аэроклуба и инструкторы уехали туда же.

На новом месте курсанты приступили к постройке взлетной полосы. Но летать им там не пришлось. Мешали сильные бураны и морозы. Позже аэроклубовские самолеты перегнали в другие города, инструкторов направили в Красную Армию, курсантов на завод, где артемовские ребята быстро освоили специальности станочников. Часть курсантов ушли добровольцами на фронт…

Многие курсанты Артемовского аэроклуба позже закончили летные училища. Во время войны они служили в авиации. Боевыми орденами и медалями награждены П.А Харченко, А.К Гончаров, С.П Чикалов , И.Ф Ткаченко, Н.Г Бессмертный, И.А Удовенко, Л.Р Березникер и другие.

Кроме уже упомянутого В.Б Корсунского, Героями Советского Союза стали бывшие курсанты – артемовцы С.И Мосиенко, А.Н Мироненко и Г.И Литвинов.

Среди погибших курсантов можно помянуть Ивана Покашевского, Георгия Макогона, Виктора Брызгалова, а также – Корытина, Седаша, Ещенко, Чуйко.

Среди тех, кто в довоенное время летал над Артемовском, прыгал с парашютом были и женщины; Надежда Седенко, Евгения Красножон, Клавдия Нечхайлова.

В день 25-летия первого выпуска аэроклуба бывшие курсанты, инструкторы сфотографировались. К сказанному можно только добавить, что в г. Артемовске в школе №2 есть музей аэроклуба, а во дворе, на постаменте, установлен мотор самолета с мемориальной табличкой.  

Ведущая.
К сожалению, далеко не всё абсолютно точно известно нам о нашем Константиновском аэроклубе. Так, например, нигде в Интернете не упоминается о том, в каком именно здании в Константиновке находился этот аэроклуб, есть только одна фотография 1930-х годов с надписью: «Константиновка. Школа Леваневского» (на форуме газеты «Поиск»), но по ней невозможно догадаться, что это за здание. По воспоминаниям одного из старожилов Константиновки, аэроклуб находился в здании, которое позднее занимал детский сад «Теремок» (на пересечении проспекта Ломоносова и ул. Калинина (ныне ул. Молодежная), по адресу: ул. Калинина, 22).
Несколько больше информации есть о расположении Константиновского аэродрома, хотя среди краеведов до сих пор нет общего мнения по этому вопросу. Так, например, некоторые из них предполагают, что он находился в районе кинотеатра «Спутник», где-то по улице Бурденко. А вот  согласно  сохранившейся со времен великой Отечественной войны немецкой карте-трехкилометровке, этот аэродром находился на окраине города, в районе так называемой «Семиветровки». Кстати, эта версия представляется более правдоподобной, потому что, в таком случае, была верно учтена даже «роза ветров», то есть их господствующее направление, которое помогало взлетать легким, маломощным самолетам «У-2» (так называемым «кукурузникам»).
Не всё известно нам и о судьбе выпускников  нашего аэроклуба.
Как видим, для краеведов есть много работы!
А сегодняшний наш с вами урок подошел к концу.
До новых встреч!

Автор сценария:
ведущий библиограф-краевед
ЦГПБ им. М. Горького                                      Дудченко Е.В.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить




"Блог Libraryart - территория творчества" Copyright © 2018
Все права защищены. Копирование материалов с указанием автора и активной ссылкой на сайт
Перепечатка материалов сайта без указания авторства строго воспрещается.